СПЛ («ГИДРО-1»)
на главную

Лётчики авиации Военно-Морского Флота в начале. 1935 года познакомились с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой СПЛ (самолёт для подводных лодок). Его конструктору, Игорю Вячеславовичу Четверикову (род. 1904 г.), в основном удалось решить труднейшую задачу — создать гидросамолёт, который можно было хранить на подводной лодке, когда она находится на глубине, и быстро выпускать его в воздух после всплытия корабля.



СПЛ («ГИДРО-1»)


Для своей необычной машины И. В. Четвериков избрал схему летающей лодки со свободнонесущим крылом площадью 13,4 м2. С помощью специальных приспособлений консоли крыла складывались вдоль бортов самолёта. Силовая установка откидывалась назад, нижние концы её задних подкосов скользили по трубам хвостовой фермы, под которой умещались подкрыльные поплавки. Частично складывалось и хвостовое оперение. Габариты СПЛ в сложенном виде были минимальными — 7,45 X 2,12 X 2,35 м. Складывание самолёта занимало всего 3—1 минуты, подготовка к полёту — 4 — 5 минут. Контейнер для хранения самолёта представлял собой трубу диаметром 2,5 м и длиной 7,5 м.


СПЛ («ГИДРО-1»)


Конструкция летающей лодки в основном дерево и фанера с полотняной обшивкой крыла и оперения. Хвостовая ферма и каркас оперения — сварные из стальных труб. Вес пустого самолёта — 592 кг, взлётный — 879 кг. Во время испытаний лётчик А. В. Кржижевский достиг на СПЛ скорости 186 км/час и высоты 5400 м. Через два года, 21 сентября 1937 г., он уже установил на этой машине три международных рекорда по классу лёгких гидросамолётов: скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/час, дальности — 480 км и высоты — 5400 м.

В 1936 году самолёт СПЛ демонстрировался на международной авиационной выставке в Милане.