БОК-5
на главную

Работники Бюро особых конструкции (БОК) ЦАГИ под руководством инженера Владимира Антоновича Чижевского — автора гондолы стратостата «СССР-1» и нескольких опытных самолётов — построили в 1935 г. экспериментальный самолёт бесхвостой схемы с двигателем М-11. При разработке проекта они учли и использовали все ценное в самолётах такой схемы, созданных ранее Б. И. Черановским, реализовали ряд новых идей.



БОК-5


Самолёт БОК-5 имел двухлонжеронное трапециевидное по всему размаху разрезное крыло с почти прямой задней кромкой и стреловидной передней. При этом задняя часть крыла (за вторым лонжероном) могла менять угол установки в полёте от +3° до -5°, чем снималась нагрузка с ручки управления. К кромке этой поворотной части крепились рули высоты и элероны, имевшие весовую балансировку. Площадь крыла — 23,15 м2 (в том числе его поворотной части — 4,0 м2), рулей высоты и элеронов — 4,3 м2. Вес пустого самолёта — 596 кг, взлётный — 764 кг.



БОК-5


Бесхвостка БОК-5 показала хорошую управляемость и устойчивость на всех режимах полёта. Самолёт оказался простым в пилотировании. Его скорость — 174 км/час, потолок — 4850 м, время виража — 12 сек.

БОК-5


БОК-5


***

В истории развития разных отраслей техники неоднократно бывали случаи, когда некоторые машины или аппараты, созданные передовыми изобретателями-новаторами, опережали свое время. По разным причинам эти изобретения не получали признания у специалистов и их дальнейшее развитие прекращалось, хотя все объективные данные говорили о том, что предлагаемые машины или аппараты работают хорошо и эффективно. Проходили годы, и оказывалось, что такую же машину или аппарат «изобретали» вторично, и уже тогда машина внедрялась в жизнь.

Сейчас во всем мире широко применяют схему бесхвостового самолета типа «летающее крыло». По этой схеме, как известно, выполнен наш самолет Ту-144.

Одноместный спортивный самолет БОК-5, выполненный по схеме «летающее крыло», был спроектирован и построен в 1937 году в Бюро Опытных Конструкций под руководством инженера В. Чижевского. Самолет этот цельнометаллический с полотняной обшивкой имел звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11 мощностью 110 л. с. вращавший тянущий винт. Крыло в плане имело вид стреловидной трапеции с прямой задней кромкой. У. крыла был применен 5-образный профиль ЦАГИ-890 с относительной толщиной у корня — 16%, а на конце — 13%. Непосредственно под задней кромкой вдоль всего размаха крыла подвешивались в центре рулевые закрылки-рули высоты, а по концам — элероны. Как элероны, так и рули высоты выходили за контур основного профиля крыла и сами имели крыльевой профиль, но перевернутый спинкой книзу. Отклонение рулевых закрылков-рулей высоты происходило от обычной ручки управления, перемещаемой летчиком «от себя» (руль высоты отклоняется задней кромкой вниз) и «на себя» (руль высоты отклоняется задней кромкой вверх). Отклонение элеронов происходило при перемещении ручки управления, как обычно, «влево» и «вправо». Когда же ручка управления была в нейтральном положении, то как элероны, так и рули высоты располагались параллельно хорде крыла. Отклонение хвостовой части крыла происходило при повороте специального штурвальчика, размещенного на левом борту кабины летчика. Эта система регулировки крыла БОК-5 при летных испытаниях хорошо себя зарекомендовала. Интересно отметить, что спустя десять лет — в 1946 году — английские самолетостроители, независимо от работ советских конструкторов, применили у «летающего крыла» «Армстронг-Витворт» АШ-52 такую же систему регулировки, как у БОК-5. Назвали они этот способ регулировки «контролеры». Крыло имело, кроме 12 усиленных нервюр, еще 24 обычные нервюры и 24 промежуточных носка, выколоченных из тонкого листового дюралюминия. Крыло было обтянуто полотном, центральная часть, около фюзеляжа, обшита гофрированным листовым дюралюминием.

Поворотная часть крыла состояла из трех отсеков на каждой стороне крыла.

Фюзеляж был непосредственно связан с центральной частью крыла. При этом лонжероны крыла проходили насквозь фюзеляжа. Фюзеляж имел овальное сечение. Конструкция фюзеляжа была образована дюралюминиевыми шпангоутами, соединенными стрингерами. К переднему, усиленному шпангоуту крепилась спереди моторная рама, а сзади — бак для горючего. Шасси — двухколесное, обычной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колеса шасси имели размер 100x700 мм. Основные детали шасси использовались от По-2. Костыль был управляемый со шнуровой амортизацией. На «башмаке» костыля имелся гребень, ориентированный по полету самолета. Этот гребень помогал управлять самолетом при движении его по земле. БОК-5 испытывали опытные военные летчики-испытатели, в настоящее время генералы в отставке, П. М. Стефановский и А. И. Нюхтиков.

Основные данные самолета следующие: размах крыла — 9,86 м; длина — 4,365 м; площадь крыла — 23,15 м2; вес пустого самолета — 596 кг; полетный вес — 764 кг; максимальная скорость полета — 174 км/час; вертикальная скорость — 2,11 м\сек; посадочная скорость — 85 км/час; потолок — 4850 м; разбег — 125 м; пробег — 200 м.

Самолет БОК-5 был окрашен под «жар-птицу» цветными полосами: зелеными, красными и синими. Кольцевой капот двигателя серебряный, винт красный, цилиндры мотора и пневматики колес черные. Вертикальное оперение также было раскрашено цветными полосами, на нем была нарисована марка конструкторского бюро БОК.