Ту-144
на главную

«Впервые в мире 31 декабря 1968 года в Советском Союзе совершил полёт сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144»,— сообщало ТАСС о новом достижении советской науки и техники. В конце сообщения подчеркивалось, что это достижение является «крупным вкладом в развитие советского самолётостроения на пути использования авиации в мирных целях».



Ту-144


Экипаж самолёта (лётчики-испытатели Э. Елян и М. Козлов, ведущий инженер-испытатель В. Бендеров и бортинженер Ю. Селиверстов) проверил в полёте работу систем управления, в том числе и автоматическую, агрегатов и двигателей. Контрольная аппаратура показала, что все бортовое оборудование и управление самолётом действуют нормально.

Выполняя обширную программу испытаний этого 120-местного пассажирского лайнера, экипаж произвел множество полётов на различных режимах, скоростях и высотах. В них неоднократно значительно превышалась скорость звука. К примеру, 11 мая 1970 года Ту-144 летел на высоте 16,7 км со скоростью 2010 км/час, а в августе 1972 года со скоростью почти М = 2, то есть около 2500 км/час. Все системы корабля работали отлично, в салонах точно выдерживались температура и давление, близкие к земным.



Ту-144


Летом 1971 года советский сверхзвуковой лайнер демонстрировался на Международной авиационной выставке в Париже. Его видели., в Праге, Берлине, Варшаве, Софии. В дружескую Болгарию Ту-144 стартовал в 9 часов утра и совершил посадку на аэродроме Софии также в 9 утра. На весь путь самолёту потребовался один час, который составляет разницу в поясном времени. Из Софии в Москву полёт продолжался также один час. Крейсерская скорость на высоте 16 км была 2300 км/час. Набор этой высоты экипаж выполнил на дистанции около 350 км за 18 мин.

Созданный конструкторским коллективом академика А. Н. Туполева самолёт Ту-144 открывает новую эру в гражданской авиации — эру сверхзвуковых скоростей на воздушных линиях большой протяженности.

Уже своим общим видом Ту-144 значительно отличается от всех эксплуатируемых сейчас пассажирских самолётов. После длительных научных поисков конструкторы избрали для своего цельнометаллического самолёта аэродинамическую схему «бесхвостка» с вертикальным оперением. Крыло треугольное, очень малого удлинения (всего 1,8), переменной стреловидности с носком, сильно вытянутым вперед вдоль бортов фюзеляжа. Профиль тонкий, с острой, как нож, передней кромкой. Плоскость крыла для сохранения аэродинамического качества на крейсерском режиме деформирована по определенному закону. Задняя кромка крыла занята двумя элевонами, каждый состоит из четырех частей. Они одновременно выполняют функции рулей высоты и элеронов.

Большим скоростям полёта отвечает и конструкция фюзеляжа: специальной формы с несколько удлиненной хвостовой и сильно вытянутой носовой частью. Фонарь кабины пилотов заподлицо вписан в фюзеляж. Для улучшения обзора при взлете и посадке самая крайняя часть фюзеляжа с иглообразным носом отклоняется вниз на 20°. При этом кабина остается неподвижной. После выполнения взлета и набора определенной высоты и скорости носовой обтекатель снова встает на место.

В двух салонах самолёта размещено 120 кресел. В туристском варианте лайнер будет брать 130—150 пассажиров. Шасси Ту-144 трехстоечное. Передняя управляемая стойка двухколесная. Основные — шести колесные.

Четыре мощных турбовентиляторных двигателя конструкции Н. Д. Кузнецова на первом Ту-144 размещены под фюзеляжем в кассете. Воздухозаборники с регулируемым входом и регулируемые сопла обеспечивают высокую эффективность двигателей на всех режимах полёта. Для сокращения пробега после посадки экипаж может использовать реверсивную тягу силовой установки. На высоте 20 км скорость самолёта 2500 км/час, дальность полёта 6500 км, платная нагрузка 12 т.

Благодаря большой энерговооруженности, механизации крыла, тормозным устройствам и реверсу тяги эксплуатация Ту-144 возможна на всех аэродромах, имеющих бетонные взлётно-посадочные полосы, рассчитанные на приём современных дозвуковых тяжёлых реактивных самолётов.