Главная  •  О сайте  •  1917—1925  •  1926—1932  •  1933—1938  •  1939—1945  •  1946—1950  •  1951—1970  •  Авиаконструкторы  •  Поиск  •  Контакты
Меню
Главная
О сайте
Начало большого пути
Крылья крепнут
Быстрее, выше, дальше
Самолёты огневых лет
На пороге звукового барьера
Эпоха больших скоростей
Авиаконструкторы
Видео
Поиск
Контакты
ТОП 20 просмотров
Ан-14 «ПЧЕЛКА»... 28324
Як-12... 27454
Ан-2... 26258
Ан-24... 24306
Як-40... 22733
Ту-154... 22044
СХ-1 (ЛИГ-10)... 20548
Пе-2... 19896
Як-18... 19861
У-2 (По-2)... 19495
Ту-16... 19378
Ту-114... 18789
ТШ-3 (ЦКБ-4)... 18127
Ту-134... 18031
Ил-4 (ДБ-ЗФ)... 18009
Ил-18... 17003
ИЛ-2 (ЦКБ-57)... 16842
«НЬЮПОР-17»... 16712
Як-25... 16068
Ил-62... 15374
Исправление ошибок
Исправить ошибку
Статистика

Рейтинг@Mail.ru
Служебный вход
Имя

Пароль



Самолёты огневых лет

Во второй половине 30-х годов советский народ под руководством Коммунистической партии успешно решил задачу технической реконструкции народного хозяйства. Новая Конституция СССР законодательно закрепила решающие успехи социализма в экономике и общественном строе страны, отразив основной факт всемирно-исторического значения — победу социализма в СССР. Советский Союз вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Между тем международная обстановка была крайне напряженной. Агрессивные действия германского фашизма в Европе и японского империализма на Дальнем Востоке, провокационная политика правящих кругов США, Англии и Франции усилили для СССР угрозу войны. Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд партии, утвердив третий пятилетний план развития народного хозяйства, указывал на необходимость соблюдать осторожность и не давать провокаторам войны втянуть в конфликт Советскую страну, всемерно укреплять боевую мощь Красной Армии и Военно-Морского Флота. В плане пятилетки предусматривалось ускоренное развитие оборонной промышленности, в том числе авиационной.

В стране развернулась энергичная подготовка к перевооружению армии и, в частности, всех родов авиации, на новую боевую технику. Эта задача для Военно-Воздушных Сил была важнейшей, так как строившиеся в годы второй пятилетки самолёты, бывшие в свое время в ряду лучших в мире, уже не отвечали новым требованиям.

Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров СССР провели в первой половине 1939 г. два совещания авиаспециалистов, на которых были обсуждены вопросы развития. воздушного флота. По решению Совнаркома было создано несколько новых конструкторских бюро. Коллективы КБ получили задание разработать и подготовить для серийного производства новые типы истребителей, разведчиков, бомбардировщиков, которые по лётно-тактическим данным не уступали бы лучшим зарубежным самолётам.

Осенью 1939 г. правительство приняло решения «О реконструкции существующих и строительстве новых самолётных заводов», «О строительстве и реконструкции в 1939— 1941 гг. самолётно-агрегатных и винтовых заводов», «О развитии авиамоторных заводов», которыми предусматривалось увеличение уже к концу 1941 года мощности авиапромышленности в полтора-два раза по сравнению с 1939 годом. Таким образом, расширяя и усиливая производственную базу самолётостроения, наша ' страна создавала благоприятные условия для быстрейшего освоения новых типов боевых самолётов и их массового выпуска.

Конструкторские коллективы, получившие конкретные задания, в короткий срок разработали, построили и предъявили на испытания ряд опытных образцов модифицированных и новых боевых самолётов. Их лётно-технические данные, как правило, были значительно выше, чем у строившихся и находившихся на вооружении машин. Лучшие из этих опытных образцов — штурмовик Ил-2, истребители «МиГ», ЛаГГ-1, И-26 (Як-1), бомбардировщики Ар-2, Ер-2, Пе-2, а также новые типы двигателей и вооружения после доводки были переданы заводам для освоения в серийном производстве.

Самолётостроители набирали темпы выпуска новых машин. Конструкторские коллективы готовили к серийному производству бомбардировщик Ту-2, улучшенные варианты «МиГ», «ЛаГГ», «Як», Пе-2. В первой половине 1941 года заводы построили 1946 истребителей «Як», «МиГ» и «ЛаГГ», 458 бомбардировщиков Пе-2 и 249 штурмовиков Ил-2.

Вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз нарушило планомерную работу авиапромышленности. Ряд заводов и опытно-конструкторских бюро, находившихся в угрожаемых районах, пришлось демонтировать и эвакуировать на Восток. Поэтому выпуск самолётов против плана резко сократился. Чрезвычайные меры, предпринятые партией и правительством, героический труд сотен тысяч работников авиапромышленности позволили исправить положение. Во второй половине 1941 года, несмотря на то, что часть заводов ещё находилась «на колесах» в пути на Восток, выпуск боевых самолётов новых типов начал нарастать. По сравнению с первым полугодием 1941 года их среднемесячное производство во втором полугодии увеличилось в 2,2 раза, в том числе штурмовиков Ил-2 в пять раз, бомбардировщиков Пе-2 и истребителей Як-1 в три раза, а истребителей ЛаГГ-3 даже в 6 раз.

Конструкторские коллективы настойчиво искали пути дальнейшего повышения боевых качеств самолётов. При этом они добивались, чтобы выпуск модернизированного варианта машины и даже нового самолёта осваивался с максимальным использованием имеющейся на заводе оснастки и технологии производства. Такие жесткие требования диктовались военной обстановкой, необходимостью быстро увеличивать снабжение фронта самолётами. Из-за этого в годы войны не были приняты в серийное производство некоторые самолёты, даже обладавшие лучшими лётно-техническими данными, но требовавшие длительного времени на освоение и организацию их массового выпуска.

В 1942 году советские конструкторы смогли подготовить, а авиапромышленность освоить в серийном производстве улучшенные варианты истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Благодаря героическому труду рабочих, инженеров и техников поток на фронт новых боевых машин, разработанных конструкторскими коллективами С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, А. С. Яковлева возрастал с каждым месяцем. Па аэродромы стали поступать двухместные штурмовики Ил-2, истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, фронтовой бомбардировщик Ту-2. Все эти машины превосходили по своим боевым качествам вражеские самолёты аналогичного назначения.

Выпуск самолётов быстро увеличивался. Уже в 1942 г. Военно-Воздушные Силы получили 25 436 самолётов всех типов (на 60 проц. больше, чем в 1941 году), а штурмовиков Ил-2 — в 5,7 раза. В дальнейшем наши заводы выпускали в среднем 40 тыс. самолётов ежегодно. Все это расширяло боевые возможности Военно-Воздушных Сил и позволяло в ходе войны непрерывно наращивать активность их действий и силу ударов по врагу.

Умело используя высокие боевые качества своих крылатых машин, советские лётчики уничтожили в воздушных боях и на аэродромах свыше 55 тысяч самолётов противника. В упорных боях наши Военно-Воздушные Силы разгромили лучшие воздушные эскадры гитлеровской авиации, сосредоточенные на советско-германском фронте, и завоевали безраздельное господство в воздухе.

В тесном взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морским флотом авиация наносила сокрушающие удары по врагу, уничтожала его живую силу и технику, бомбардировала административно-политические и военно-промышленные объекты, военно-морские базы, коммуникации и резервы противника. Действия Советских Военно-Воздушных Сил постоянно способствовали нашим боевым успехам на суше и на море и помогли добиться окончательного разгрома гитлеровской военной машины.

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о всемерном развитии и укреплении Военно-Воздушных Сил, авиационной промышленности, научных и конструкторских учреждений явилась решающим условием славных боевых дел советской авиации в грозные годы Великой Отечественной войны.

Обеспечивая фронт боевыми самолётами, советские авиационные конструкторы ещё в годы войны разрабатывали и самолёты ближайшего будущего. Крупным достижением нашей науки и техники было создание в 1942 году одного из первых в мире реактивного самолёта БИ-1, ряда опытных машин с комбинированными силовыми установками, различного типа ракетными ускорителями.

Важную роль в переходе к эре реактивных самолётов сыграло принятое в феврале 1944 года решение Государственного Комитета Обороны о создании специального научно-исследовательского института, основной задачей которого было развертывание и координация научно-конструкторской работы в области реактивной авиации.

Так ещё в период войны партия направила творчество конструкторов на поиск принципиально новых решений в борьбе за скорость, высоту и дальность полёта. Некоторые конструкторские коллективы получили задания начать практическую разработку проектов реактивных самолётов. И в значительной мере благодаря этому наша страна в числе первых в мире уже в начале 1946 года имела несколько типов опытных и серийных реактивных самолётов.

Перейти к самолётам раздела




Реклама